Осторожно, пневмогайковерт!

23.05.2017

Осторожно, пневмогайковерт!

Автомобилисты часто рассказывают, что отъехав всего лишь на 10-20 километров от пункта монтажа шин либо сервисного центра, вдруг ощутили «биение» подвески. Остановились – оказывается, на двух-трех колесах болты не то что не затянуты, как положено, а выкрутились либо даже потерялись, хотя монтировались колеса под наблюдением автовладельца. Удивительного здесь ничего нет – просто, скорее всего, монтаж колес производился при помощи пневматических гайковертов пистолетного типа.

 Поскольку они стоят относительно недорого, данные инструменты сейчас входят в арсенал инструментария практически любого сервисного центра или мастерской по монтажу автомобильных шин. При их помощи снять колесо и поставить его на место и вправду гораздо легче, чем вручную. Но в том-то и дело, что закручивать и затягивать болты и гайки на колесах автомобилей при помощи пневматических гайковертов запрещено строго-настрого!

 Причиной такого запрета являются конструкционные особенности вышеназванного инструмента. Ведь он работает от вырабатываемого компрессором сжатого воздуха, поступающего на пневмогайковерт через подводящий шланг. Усилие, передающиеся при этом на его патрон, можно регулировать, а значит, в принципе возможен и контроль силы затяжки болтов и гаек на автомобильных колесах. Если значение этой силы выставлено по минимуму, то «перетяжка» становится попросту невозможной – так объясняют специалисты по монтажу шин применение этого инструмента и при выполнении операций по затяжке колесных болтов и гаек.

 Но это далеко не так.

 Во-первых, используемый таким «специалистом» пневмогайковерт обычно изготовлен в Китае, и регулятор силы затяжки по причине дешевизны инструмента от такого производителя либо вообще не работает, либо быстро выходит из строя. Как результат – обеспечить качественную затяжку таким инструментом невозможно, что называется, «по определению». Они будут либо не дотянуты, либо перетянуты.

Во-вторых, шляпки колесных болтов и гаек сделаны «на конус», а отверстия для них на колесных дисках по своему диаметру гораздо больше, чем диаметр нарезанной на болтах (шпильках) резьбы для соединения дисков со ступицами. Это необходимо для обеспечения точнейшего совпадения осей, по которым вращаются ступица и диск, во избежание «биения» автомобильного колеса и разрушения ступичного подшипника и других несущих элементов подвески.

Кроме того, на ступицу колесо должно быть не только правильно посажено – необходимо еще и надежное закрепление его в сбалансированном по всем нагрузочным осям положении. Для этого в дисках производители автотранспорта и проделывают центровочные отверстия, и требуют, чтобы колесные болты затягивались поочередно, ручным способом, в звездообразном порядке и поэтапно. Иначе зафиксировать колесо в сбалансированной позиции и надежно невозможно чисто технически.

 Работая ручным инструментом, человек на сенсорном уровне контролирует силу, которую нужно применить, чтобы болты (шпильки) были затянуты надежно и правильно. К тому же этот процесс происходит достаточно медленно, и есть возможность оперативного исправления верности посадки болта в предназначенное для него отверстие.

Пневмогайковерт же является высокоскоростным средством механизации, болты и гайки на автомобильных колесах им закручиваются и затягиваются практически мгновенно и с большой силой. Проконтролировать правильность посадки первого затянутого болта и правильное положение остальных отверстий для болтов в диске по отношению к отверстиям в ступице человек часто просто не успевает. А поскольку первый болт уже затянут, и тем самым он контролирует положение колеса по отношению к ступице, то и второй и последующие болты затягиваются не правильно, а применительно к возникшей позиции. Ясно, что при этом колесо будет закреплено с большим люфтом, и при движении болты вскоре начнут отдаваться и даже выпадать.

Поделиться:

Еще статьи

Вам будет интересно